Цифровая машинная печать с плёнки осуществляется только после её сканирования. Сканирование плёнки — это очень деликатный процесс, требующий профессиональных навыков и добросовестности оператора, с чем в поточных лабораториях часто бывают проблемы. В "минилабах" этот процесс организован так же, как в цифровых "мыльницах": встроенное программное обеспечение (некое подобие урезанного "фотошопа", работающего в автоматическом режиме) распознаёт характер изображения и интерпретирует его на свой лад для того, чтобы удовлетворить вкус среднего потребителя. Всё это контролируется оператором, который может регулировать плотность, контраст и яркость изображения, и который прекрасно справляется с этой задачей, обрабатывая кадр — два в секунду. Далее всё это записывается в файл за исключением «лишней» информации о полутонах, ведь файл должен быть лёгким, чтобы ничто не замедляло конвейер, и этот файл отправляется в печать.

 

Внутри машины пластиковая бумага в рулоне экспонируется светодиодами или лазерами, в зависимости от вида устройства, затем она проходит ту же самую химическую обработку, что и при ручной оптической печати. Вот такая безрадостная картина. Однако в ряде случаев цифровая фотопечать является наилучшим или даже единственно возможным выбором, так как обладает некоторыми важными достоинствами. Очевидные преимущества — бюджетность и возможность работать с большими тиражами и сверхбольшими размерами (до 150х300 см). Однако есть и менее очевидные основания прибегнуть к этой современной технологии, которые сводятся к таким возможностям манипулирования сканом плёнки как ретушь и цветокоррекция.

Цветокоррекция наиболее востребована для цветной печати, так как традиционная ручная печать не обладает широкими возможностями для коррекции цвета, к примеру, она не позволяет менять контраст, в отличие от чёрно-белой серебряно-желатиновой печати. Во всех случаях использования цифровой фотопечати предшествующее сканирование осуществляется на профессиональных сканерах класса Imacon (позволяет использовать всю информацию на плёнке «как есть» и сохранить её без сжатий), ретушь и цветокоррекция — в программе Photoshop (позволяет деликатно настроить контрасты изображения) лично фотографами или под их контролем.

Такие процедуры как сканирование, обработка и цифровая печать обладают всеми возможностями влияния на конечный вид отпечатка, и они должны выполняться в соответствии с творческой задачей и с авторской заинтересованностью в безупречном качестве работы — и никак иначе. В творческом процессе нет места решениям автоматических программных алгоритмов и неизвестных лаборантов фотолабораторий. Негативное мнение, которое может сложиться у человека о цифровой фотопечати, связано в основном с тем, что этот процесс организован для срочного удовлетворения нужд среднестатистического потребителя, который ничего не смыслит не только в технологии печати, но и в фотографии вообще.

Именно поэтому он сейчас настолько автоматизирован, что казалось бы не оставляет места ни профессионалу, ни уж тем более художнику — хотя это не так. Но есть и другая, весомая причина этого отношения — нарушается тонкая, почти сакральная связь, передаваемая светом от объекта съёмки к плёнке, от плёнки к бумаге. Некоторые люди сегодня особенно чувствительны к этой подлинности, так как во всех аспектах нашей жизни для неё остаётся всё меньше и меньше места.