I HI в систематическое описание страны, а так, прогулки, каприз, увидел дерево — пошел к дереву, это если захотел, если не захотел, не пошел, искупался в пруду, залез на гору, полежал на травке.

Правда, пруды в стране Клайва Льюиса опасные: окунулся и оказался невесть где. Понятно, при таком подходе есть риск проглядеть самое интересное, не побывать в местах, озна­ченных во всех путеводителях, — что ж, если гулять куда глаза глядят, придется с этим смириться.

Сага о Нарнии — апология христианства, своего рода Summa theologiae для детей и подростков. Клайв Льюис говорит с детьми о Боге, о Его воплощении, об искуплении, вере, грехе, прощении, о нравственном долге, страдании и сострадании, о трагичности жизни, о смерти, о воскресении, о красоте мира, о его создании и гибели.

И еще: это «роман» воспитания, «роман» становлении личности. Клайв Льюис говорит с большой свободой. Сочетание серьезности, улыбки и широты. Назидание — да, есть, но не назидание доктринера, а назидание притчи, рас­творенное в приключенческом рассказе.

Клайв Льюис написал простую, прозрачную, занимательную книгу. Комментировать в ней особо нечего. Комментатору остается разве что снабдить текст библейскими и богословскими ссылками да приложить мифологический словарик — в детских изданиях ограничиваются словариком, впрочем, и он необязателен.

Относительно не требующей комментариев простоты — так мне раньше казалось.

Я был неправ.

Комментировать есть что.

Задолго до Хамаса и Донбасса Клайв Льюис описал туннельную войну («Серебряное кресло», 1953) и гибридную войну («Последняя битва», 1956). Не могу утверждать, но, возможно, он был первым — честь ему и хвала!

Или страшные сны, которые, должно быть, снились Клайву Льюису — иначе с чего бы он взялся о них говорить, да еще столь красноречиво («Покоритель зари», 1952). Летают сны-мучители над грешными людьми, и ангелы-хранители беседуют с детьми.

Или история о том, как мальчик подсел на наркотики («Лев, колдунья и платяной шкаф», 1950).

Дети и война

Дети оказываются в доме профессора Керка («Лев, колдунья и платяной шкаф»), в английской глуши — из-за бомбардировок Лондона.

Горелик Михаил Яковлевич — эссеист. Родился в 1946 году в Москве. Окончил Московский экономико-статистический институт. Постоянный автор «Нового мира». Живет в Москве.

Бомбардировки Лондона! блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! воздушные тревоги! осколки! зажигалки! ночные прожектора! и как малая фронту подмога мой песок и дырявый кувшин! героизм наших летчиков! никогда, никогда, никогда англичане не будут рабами!

Это же подростки!

Ни слова.

Психологически совершенно недостоверно.

Понятно, тема войны слишком серьезна, слишком оттягивала бы внима­ние на себя — ну, тогда и вводить ее не стоило. Трудно, что ли, придумать другую причину пребывания детей в керковском поместье?