Данная статья рассматривает основные аспекты золотодобывающей отрасли России в 1990-ых гг. Предпринимается попытка проанализировать данную отрасль с точки зрения конца 1999 г. Называются причины, которые обусловливали неудачи развития промышленности, связанной с золотом в последнее десятилетие ХХ века. При этом учитывается ряд объективных и субъективных факторов. Конечно, невозможно сделать правильный вывод, не изучая проблему с разных сторон. Было бы ошибкой сосредоточиться только на одном факторе, влияющем на золотодобывающую промышленность. В данной статье рассматривается экономическое, политическое и даже географическое влияние. Все это вместе и составляет тот фон, на котором и существует эта отрасль.

 
В 90-е годы ХХ столетия золотодобывающая промышленность России пребывала с состояния застоя, из-за экономических трудностей в стране, несовершенства законодательства и ряда других причин. Тогда она занимала 7 место по количеству добычи данного полезного ископаемого в мире. Россию обогнали США, Индонезия, ЮАР, Китай, Австралия и Канада. Хотя по запасам золота, РФ третья в мире.
Золотодобывающая промышленность в России в то время была очень раздроблена. Так, в 1999 г. зафиксировано 566 недропользователей, которые добывали золото в 26 субъектах РФ. Конечно, не все из них были крупные бизнесмены, а это означало, что им сложно было привлечь даже отечественных инвесторов, не говоря уже об иностранцах. В таких условиях предпринимателю сложно заниматься освоением месторождения, когда отсутствуют деньги на приобретение большегрузных самосвалов, высокопроизводительной землеройной техники и много другого.
В то время интенсивно разрабатывались россыпные месторождения, в которых находилось около 20% всех запасов золота. А минерально-сырьевая база на предприятиях ухудшилась. Поэтому в 1996 г. приняли Федеральную целевую программу (ФЦП) «Производство золота и серебра в России на период до 2000 года». Производство должно было быть увеличено за счет увеличения добычи руды на 20 млн. т в год. Предусматривалось ввести в эксплуатацию 23 золотодобывающих предприятия. Они должны были производить около 17,6 млн. т руды в год. Кроме этого, должны были быть реконструированы 7 предприятий (приблизительно 3,2 млн. т руды в год). Предполагалось, что Россия в 2000 г. будет производить 45% золота и 100% серебра от уровня 1993 г. Также должно было произойти внедрение высокоэффективных технологий, отвечающих мировым стандартам, параллельно с улучшением социальной защиты рабочих и экологических условий их труда.
Для реализации программы нужно было 5725 млн. долларов США, из которых 3300 млн. для совершенствования мощностей производства, а остальные на строительство новых производств. Предполагалось, что будут привлечены инвестиции в размере 2065 млн. дол. из следующих источников финансирования:
1) 1246 млн. дол. составят иностранные инвестиции;
2) 306 млн. дол. предоставят из федерального бюджета;
3) 218 млн. дол. должны предоставить коммерческие банки, предприятия и ассоциации;
4) 152 млн. дол. – из собственных средств предприятий;
5) 143 млн. дол. – средства акционеров.
Как можно увидеть, основными источниками финансов, с помощью которых будет реализовываться программа, должны были стать иностранные инвестиции, средства коммерческих банков и федерального бюджета. Теперь рассмотрим каждый из них в отдельности. Начнем с иностранных инвестиций, так как они представляли наибольший процент от всего финансирования. Отметим сразу, что Россия в 1990-х гг. выглядела для многих стран, непривлекательной с точки зрения вкладывания инвестиций. Вот один пример. В 1999 г., английским журналом Mining Journal был проведен опрос директоров крупнейших добывающих корпораций. Им предложили выбрать страны, которые были с их точки зрения, предоставляли наилучшие возможности для разработки месторождений на протяжении ближайших 5 лет. Всего в списке было 50 государств, из которых необходимо было сделать выбор. В числе победителей оказались: латиноамериканские (Бразилия, Чили, Перу) и южноафриканские (Гана, ЮАР, Танзания) страны, а также Индонезия. Россия была в конце списка вместе с Анголой, Таджикистаном и другими. Те, кто хочет удостовериться в данной информации могут сами прочитать это, по ссылке: Mining Journal. – London. – 1999, Oct. 22. – Vol. 333, №8551.
Но все же России удавалось сначала привлечь иностранных инвесторов. Так они вложили деньги в реконструкцию предприятия АО «Бурятзолото», строительство промышленных объектов на месторождениях Покровское и Кубака. Однако, кризис в Юго-Восточной Азии 1997 года и дефолт в России в 1998 г., политический кризис, привели к тому, что финансирование иностранными инвесторами ФЦП прекратилось.
Второе место, по предполагаемому количеству вложенных средств занимал федеральный бюджет. Для этого президент РФ и правительство приняли ряд постановлений, которые обеспечили освоение таких месторождений: Кубака, Эвенское, Олимпиадинское, Валунистое, Дукат, Васиьевское, Каральвеем на общую сумму 140, 36 млн. дол. Но это было еще не все. На освоение россыпных месторождений золота в Магаданской области выделили 58,08 млн. дол. Были и более мелкие финансирования. Например, реконструировали Березовский и Холбинский рудники (19,36 млн. дол), выделили деньги на освоение месторождений Сухой Лог (18 млн. дол.) и Покровское (6,4 млн. дол.).
Всего из федерального бюджета на финансирование ФЦП было потрачено 242 млн. дол. Это было меньше, чем планировалось изначально. Так на реконструкцию старых и строительство новых предприятий должно было быть выделено «золотых кредитов» на сумму 216 млн. дол., а из бюджета развития предполагалось взять 100 млн. дол. Но план выполнить не удалось. «Золотые кредиты» были выделены на сумму всего 130 млн. дол. администрациям субъектов РФ. Они должны были привлекать иностранных инвесторов. Например, правительство Республики Саха получило 10 т золота, Республики Бурятия – 0,75 т, администрация Свердловской области – 0, 34 т. Что касается бюджетных средств, то 50% из выделенных денег потрачено на предприятия АО «Бурятзолото» и на месторождения Кубака, Олимпиадинское, Покровское, Каральвеем. Остальные средства пошли на объекты, которые к 2000 г. не были построены (Школьное, Лунное и др.). Стоит отметить, что часть денег была использована не по назначению.
Третьим источником, по количеству выделенных денег на реализацию ФЦП, должны были стать кредитные организации. Но расчет на них оказался ошибочным. Правда, вряд ли в 1996 г., кто-то мог с уверенностью предсказать это. Ведь дефолт в России произошел через 2 года. Именно это стало причиной того, что многие организации не выдавали кредит из-за опасений потерять деньги. Также были очень высокие процентные ставки. Все это очень сильно ударило по реализации программы.
Конечно, определенную роль играли собственные средства предприятий. Но в то время существовал ряд негативных факторов, которые влияли на золотодобывающую промышленность. Рассмотрим их:
1. Государство имело монопольное право на все добытые драгоценные металлы. ГОХРАН России забирал все то, что удалось добыть, а оплату вовремя не производил. В результате многие предприятия оказались должниками, как местных бюджетов, так и внебюджетных фондов.
2. К концу 1990-х, в России стремительно росли цены на топливо и материальные ресурсы. Это вызвало, в свою очередь, рост затрат на производство и снижение прибыли. Доходило до того, что цены на топливо и машины превышали мировые.
3. 67% добываемого золота в России того периода было из россыпных месторождений, на которых добыча носила сезонный характер. А 70% золота, добывалась на Крайнем Севере и приравненному к нему районах. Необходимо было досрочно завозить топливо и продовольствие и, таким образом, кредитовать добычу. После августа 1998 г., государство 2 года практически не закупало золото. Соответственно оно не финансировало его добычу. Покупали золото коммерческие организации, которые давали кредит под большие проценты.
4. Во второй половине 1990-х цена на золото упала. Для сравнения: в 1996 г. за тройскую унцию золото давали 370 дол., а в 1999 – 252 дол. Из-за этого рудники и прииски прекращали свое существование, так как были нерентабельны. В целом добыча золота снизилась на 8-10%. К 2000 г. задолженность предприятий достигла 550 млн. российских рублей. В такой ситуации им было не до финансирования ФЦП.
Теперь рассмотрим правовую сторону инвестиционной политики, которая в то время была далека от совершенства, хотя делались шаги, чтобы исправить такое положение вещей. Для этого в 1998 г. приняли Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Но он требовал существенной доработки. Ведь отдельные его положения не соответствовали принятым ранее законам «О недрах» и «О валютном регулировании и валютном контроле». Главной проблемой являлось то, что тогда законодательство России не очень хорошо вписывалось в рыночную экономику. Чувствовалось влияние советского времени. Так в мире золото считается обычным товаром, который можно покупать и продавать. А тогда золото и серебро относили к категории валютных ценностей и стратегическим видам минерального сырья что, следовательно, крайне ограничивало финансовые операции с ними. Кроме всего этого, до 2000 года так и не был принят ряд нормативных актов, которые частично решили бы проблему. Они должны были приниматься на основе Указа Президента «О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней», постановления Правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности, «Порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области производства» и ряда других документов.
Документами, которые тормозили введение золота в рыночную экономику, были: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и указ Президента РФ от 24.01.1998 г. №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Согласно им, вся информация о добыче золота в стране является секретной. То есть, например, требовать сведения о результатах складов иностранных инвесторов не имело смысла. Из-за этого многие предприятия вынуждены были свернуть свою внешнеэкономическую деятельность к 1999 г. Были потеряны рынки сбыта за рубежом, так как заводы и предприятия не могли продавать свою продукцию. Вдобавок к дефолту государство и тут понесло убытки, из-за консервативности законодательства.
В конце 1990-ых, высокие темпы добычи золота не прогнозировались, правда, были надежды на постепенное увеличение производства продукции из него. Причиной этого служили некоторые положительные изменения, произошедшие тогда – был взят курс на расширение использования эффективных способов, уже применяющихся в этой отрасли. Причиной, стало понимание того, что новой техники ждать не стоит, да и покупать её было не нужно, раз цены на золото упали. Начали активней использовать извлечение мелкого золота из россыпных месторождений, кучное и подземное выхолащивание руд и песков. Например, в 1999 г. работали 8 промышленных объектов кучного выхолащивания, которые перерабатывали до 2,5 млн. т руд.
К этому времени крупные российские финансово-промышленные кампании начали вкладывать средства золотодобывающую отрасль. Например, АК «АЛРОСА», ОАО «Полиметалл» и нефтяные кампании. А ряд коммерческих банков заявил, что переходит к прямому финансированию добычи золота: «Газпромбанк», АКБ «Ланта-Банк».
Также надежды были связаны с введением в эксплуатацию, уже упоминавшихся месторождений: Школьное, Лунное и др.
Кстати, дефолт 1998 г. имел и позитивное влияние на добычу золота. Он им позволил погасить финансовую задолженность и создать собственный объем финансовых средств, что позволяет уходить от кредитования добычи.
Для того чтобы золото приносило прибыль нужно было проводить и ряд реформ на уровне, как государства, так и местных органов управления. Необходимо было ликвидировать раздробленность отрасли. Это можно достичь с помощью создания корпоративных структур, которые будут горизонтально и вертикально интегрированы. Также необходима и реструктуризация отрасли. Конечно, нужна либерализация рынка драгоценных металлов, совершенствование системы налогообложения, снижения налоговой нагрузки на предприятия и упрощение процедур экспортно-импортного регулирования.
В 1999 г. была начата разработка «Стратегии реформы и развития золотодобывающей промышленности России на период до 2005 года». Над ней работал Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минэкономики России в соответствии с поручением Правительства РФ. Данная «Стратегия…» должна была стать тем документом, который охватил бы все проблемы золотодобывающей промышленности России на ближайшее десятилетие и помог их решить. Для этого нужно учитывать состояние и развитие минерально-сырьевой базы, прогноз динамики роста цен на мировом рынке, оптимизацию налогообложения и привлечения инвестиций, организацию эффективного рынка драгоценных металлов, развитие технологий и техники для добычи и переработки золота.
Итак, несмотря на ряд неудавшихся пунктов ФЦП, можно констатировать тот факт, что золотодобывающая отрасль России в 1990-е гг. продела огромный путь в своем развитии. Учитывая всю тяжесть экономического развития в то время, можно только удивляться, как добыча золота не потерпела финансовой катастрофы. Ведь многие предприятия в те годы закрывались, в стране была нестабильность, чуть ли не во всех сферах жизни. Тем не менее, вводились в разработку новые месторождения золота, реконструировались старые и, на мой взгляд, самое главное, проводились законодательная подготовка этой отрасли к новым условиям. Ведь невозможно представить введение золота в рыночную экономику, без соответствующих законов. К каким негативным последствия это могло привести, описывалось выше. Таким образом, золотодобывающая промышленность России претерпела немало изменений в 1990-е гг.