IК сожалению, нам известны только три «савёловских» стихотворения О.Э. Ман­дельштама из 10-11, упомянутых Штемпель[1] (плюсуем к ним, следом за Швейцер, и московское — послеворонежское).

Территория, собственно кимрский локус, естественным образом отразилась и в «Савёловском цикле». Отдельного анализа заслуживают строки: «Против друга — за грехи, за грехи — / Берега стоят неровные, / И летают за верхи, за верхи / Ястре­ба тяжелокровные — / За коньковых изб верхи.»[2] (стихотворение «На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь.»).

Read more ...

Владимир Коркунов

«Савёловский цикл» Осипа Мандельштама в пространственном преломлении

Пребывание О.Э. Мандельштама в Кимрах (Савёлове) в 1937 году и его последний — савёловский1 — цикл стихотворений остаются недостаточно изученной темой. До 1970 года (даты публикации первого тома «Воспоминаний» Н.Я. Мандельштам) об этом этапе его жизни знали преимущественно друзья и — редкие на ту пору — исследователи; до 2009-го — во всех биографиях и статьях и вовсе ошибочно указывалось местопребывание2.

Read more ...

После того как создатели Козьмы Пруткова в 1864 году завершили свою затею, в конструировании маски «Писателя, способного во всех родах творчества» за полтора века приняли участие многие исследователи, коммента­торы, театральные режиссеры и литераторы.

Прутковская история в XX веке предполагает обсуждение двух стратегий. Прежде всего — это художественное освоение наследия Пруткова. В начале 1910-х и в 1920-х были эпизодические попытки включить в репертуар эстрады и литературных кабаре отдельные сочинения «Директора Пробирной Палатки и Поэта». После этого они прервались на многие десятилетия. Только в 2016 году на сцене Театра Ермоловой режиссером Алексеем Левинским были поставлены две пьесы Козьмы Пруткова — «Фантазия» и «Опрометчивый турка». Кроме того, советская и постсоветская культуры активно использовали отдельные речевые формулы и афоризмы Пруткова. Но разрозненные части прутковского «ландшаф­та» — «Пруткова после Пруткова» и его проекции в академическом социуме и в искусстве, сложившиеся в XIX и XX веках, еще требуют своего соединения.

Read more ...