Отдельная тема — извечный конфликт личности и общества. Хайя, выросший в одиночестве, подобно ветхозаветному пророку, оказался чужим в мире людей; проповеди новоявленного гуру были ими отвергнуты, а его интеллектуальное и ду­ховное превосходство вызывало неприятие и ненависть. Поняв это, отшельник был вынужден признать, что «семена идей, опущенные в неразрыхленную почву, могут произрасти плевелами, которые принесут людям больше вреда, чем пользы», и вме­сте с другом возвратился на остров, где вырос, чтобы провести там остаток дней. Крузо, в отличие от героя Ибн-Туфейля, не был ни мистиком, ни философом, и хо­тя во второй части книги возвратился на остров в устье реки Ориноко, где провел долгие 28 лет, пробыл он там недолго и снова, подобно Одиссею или Синдбаду-море- ходу, отправился в долгий путь — морской, а потом и сухопутный.

Read more ...

 Популярность Робинзона заставляет нас обра­титься к более ранним, но забытым работам, кото­рые считались подражаниями Дефо, в то время как некоторые из них сами стали основой для создания истории Крузо.

Д. Фосетт. Странные удивительные источники Робинзона Крузо

Успех романа Даниэля Дефо «Удивительные приключения Робин­зона Крузо», в котором рассказывалось о жизни отшельника на необитаемом остро­ве, привел к рождению нового литературного жанра — так называемых «робинзонад».

Read more ...

Вопрос Финкельмайера,

или В очередной раз о том, как всё хорошо,

хотя могло быть и не так

Кто о чем — а я, как водится, о читательских впечатлениях и чаяниях.

Неожиданно порадовали отечественные прозаики: сразудва заметных романа за год.

Первый — поморскую сагу Дмитрия Новикова «Голомяное пламя» — поспешили записать в потомки деревенской прозы, хотя восходит он к прозе крестьянской — Сергею Клычкову, Пимену Карпову и проч. — нашему посконному магическому реализму, пропущенному при этом, страшно сказать, чуть ли не через Фолкнера. За смелость эксперимента и величие замысла автору можно простить многое, даже явно оказавшуюся ему не по языку стилизацию под XVI век, однако по прочтении не оставляет досада. При блестящей и многообещающей первой трети, с тонкой игрой оттенков и перекличек, редких для прозы, и провисающей середине, треть последняя будто вовсе собрана на скорую руку из оставшихся черновых набросков — авось монтажная композиция все спишет. А ведь не поторопись автор и посиди над рукописью еще год — получили бы совсем другой роман...

Read more ...

 

 Им пророчат гибель в связи с финансовой ситуацией; и с тем, что появляются литературные интернет-издания, не столь материально зависимые; и с тем, что молодое поколение читателей уходит в сеть, где им проще и удобнее общаться; и с тем, что уже вообще никто ничего не читает... Но происходит как в известной восточной пословице: а караван идет. «Толстые» журналы работают, обращая внимание — публикуя и рецензируя — на интересные и перспективные новинки, и это значит, что литература не стоит на месте, писатели получают «продвижение» к читателю, известность.

Read more ...

 

Театр наций

В основе спектакля — текст самой радикальной европейской пьесы сегодняшне­го дня на тему экологии. Герои — мужчина и женщина — начинают с утверждения позиции «чайлд фри» и заканчивают идеей самоистребления во имя сохранности эко­системы. Мир перенаселен, природа окончательно загажена, и человеку только и ос­тается, как осознать самого себя как главную причину экологической катастрофы, усталости и распада экосистемы. Само дыхание человека отравляет воздух, повсе­дневное функционирование человека — смертельный яд для Вселенной. Ты существу­ешь только во вред. И уже не только самому себе, а всему космосу, который — больше и старше тебя. Герои — сверхмотивированные, самоответственные люди, осознав­шие глубину проблемы, — заняты тем, что стараются как можно меньше занимать пространства во Вселенной, жить так, чтобы этот вред был минимален. В спектакле по этой пьесе одного из лидеров европейской режиссуры Кэти Митчелл, поборника экологического движения в бытовой жизни, герои весь спектакль были заняты круче­нием педалей велосипедов, которые обеспечивали электрические нужды для освеще­ния их же сценического действия.

Read more ...